Вступление

Кажется, отчёт получился немного сухим, очень субъективным, чрезвычайно сосредоточенным на мне и мало позитивным. Обманчивое впечатление. О походе написать могла много и разнообразно, но хотела сделать отзыв наиболее полезным потенциальным крымским туристам и не очень большим. Получилось?

Рюкзак

Театр начинается с вешалки, а поход, на мой взгляд, с рюкзака. С собой не стоит брать ничего лишнего, ведь это всё придётся нести на своих плечах. Я собиралась по основному списку Андрея Гипича с небольшими субъективными отклонениями и нисколько об этом не пожалела. Всё необходимое у меня с собой было, за исключением эластичного бинта (забыла положить, но мне он всё равно не пригодился), сидушки (сочла, что легко обойдусь без неё), резиновых тапочек (удобно переходить реку вброд) и шерстяных носков (чтобы согреться ночью). Поскольку я в длительный поход шла впервые, то очень боялась, что не унесу рюкзак. Оказалось, ничего невозможного нет. Я не чувствовала его тяжести, только непривычное давление на бёдра и боль в ключицах-плечах. Старалась не думать ни о том, ни о другом и поэтому даже испытывала некий комфорт, насколько о нём можно говорить в таком положении.

Маршрут

Изначально я записывалась в поход «На край света». В Симферополе оказалось, что народа на него не набралось, поэтому людей с этого маршрута объединили с другими такими же «ненабравшимися» туристами. Андрей соединил несколько маршрутов в один, а после с лёгкостью менял путь следования в процессе его прохождения, ориентируясь на погодные условия, растяжения и желания участников. Потеряться и сбиться с маршрута было невозможно: помимо своих достаточно обширных знаний инструктор использовал навигатор, который показывал не только известные тропы, но и родники. Так что за эту составляющую похода я была спокойна.

Туристическая тропа

Побывав в Крыму в первый раз, я была в шоке, когда увидела, что такое туристическая тропа. Это и обычная тропинка в поле или лесу с минимальным уклоном; и чуть ли не вертикальная каменная стена с небольшими выступами-ступеньками, которые даже кажутся безопасными, если не смотреть вниз, где отчаянно шумит горная речка; и крутящееся брёвнышко над той же самой рекой; и ледяной брод, который сначала обжигает холодом, а затем приятно успокаивает натруженные мозолистые ноги; и просто груда больших валунов, в которой дорогу различит только просвещенный. Всё это было на нашем пути, сначала вызывало у меня бурную панику (очень боюсь высоты), затем только придавало пикантности ощущениям, а к концу похода стало чуть ли не обыденностью.

Травмы

Немного не хватало активиста советской закалки для проведения зарядки. Хотя даже если бы он был, то вылезать из палатки в утренний холод для растяжек много желающих бы не нашлось. Но всё это зря. Участники нашей группы постоянно зарабатывали новые растяжения. Была даже шутка: «Второй день – два инвалида, третий - три и т.д.». Чтобы это движение не захлестнуло выживших и не добило «инвалидов», многие стали разминаться по утрам. Каждый как мог. Кто-то расхаживал больную ногу, кто-то разогревал коленки и лодыжки, а кое-кто даже стоял на голове. Однако больше всех нас обескуражил инструктор, когда в один прекрасный день в начале похода, снял котелок с кипятком для чая себе на ногу. Вся группа бросилась спасать Андрея. Несмотря на всеобщие старания, ожог получился огромным. Помимо ужаса всего происходящего в голове неотступно вертелась мысль «Неужели всё? Что будет дальше?». Андрей не подвёл, продемонстрировал чудеса мужества и выдержки: после непродолжительного сидения в ведре с холодной водой, перевязки и обезболивающей таблетки шёл шустрее, чем в предыдущие дни.

Природа

Вокруг всё было трёх основных цветов: зелёное, голубое и серое. Голубое - небо и море. Зелёное - только трава (приятный майский подарок, летом она до желтизны выжжена солнцем), колючки на стоянках, туя. Горы – серые. Деревья – тоже почти все серые. Было ощущение, что они не живые вовсе, а просто коряги-декорации. Но на одних выглядывали первые листочки, а другие были сплошь усыпаны белыми цветами. Яркими радужными пятнами на этом фоне мелькали розовые цветы персика и тюльпаны в деревнях, в Севастополе - красные крупные маки, в горах – мелкие оранжевые, а также воронцы, лютики, примулы, пионы, фиалки, маргаритки и многие другие.
Насекомые

Первое, что увидела в лесу в самом начале похода, - табличку «Опасно для жизни! Энцефалитный клещ!». Подумала, наверное, зря всегда пишу отказы от прививок. Пыталась решить, сделала бы я прививку от клеща, если бы знала об опасности заранее. Так и не ответив себе на этот вопрос, благополучно о табличке забыла и почти не вспоминала до конца похода. Клещ меня так и не укусил. Хотя многие собирали с себя крошечных красных клещиков, выкручивая их против часовой стрелки. Зато в Крыму в мае не было совсем комаров. Вообще. Была рада, что в магазине перед отъездом все средства были просрочены – так и не купила. В середине похода насекомых не помню совсем, они нас только встретили в начале и проводили в конце. В первый день наш отряд атаковали «апрельские» жуки, которые проснулись неоправданно на день раньше, за что и получили своё название. А в последний день, сидя поздно вечером у костра, на нескольких деревьях вокруг мы заметили колонии коричнево-серых гусениц, упорно ползущих вверх. Впрочем, им было всё равно, по инструктору Андрею они тоже ползли.

В общем итоге поход был мирным и гармоничным: за его время от насекомых никто не пострадал, последние тоже существенных потерь не понесли.
Животные

Как только вышли из электрички недалеко от Бахчисарая, увидели маленького кабанчика. Он мне показался диким, наверное, просто очень хотелось в это верить. Видели лошадей, осликов (гуляли сами по себе), коров. На одной стоянке палатки стояли в 5 метрах от двух коров… или коровы от палаток? Одна корова, как настоящая барышня, нас игнорировала полностью, вторая – любопытно косилась. В лесу однажды наткнулись на останки лисы, на стоянке в гроте летали мыши, далеко в море прыгали дельфины.
Звуки ночи

Ночи были разные. Когда-то был слышен стук капель; когда-то – песни под гитару другой туристической группы; когда-то - эхом грохот дороги; иногда беспокойные крики лунатика; в каньонах - шум горной реки; всегда - пение птиц, которые в Крыму и не думают спать, поют и ночью, и днём как сумасшедшие. Весенние лягушки не отстают от птиц. Такие же неугомонные и даже более громкие. К счастью, соседями лягушкам мы были только на одной стоянке. Впрочем, спать лично мне ничего не мешало.
Родники

Перед походом начиталась кучу предупреждений: ни в коем случае не пить некипячёную воду из сомнительных источников. И даже если местный проводник пьёт её запросто, то ничто не гарантирует, что ваш организм так же спокойно эту воду перенесёт. Но пить хотелось. И я пила из каждой «лужи». Организм молодец, организм справился. Родников по пути было достаточно много, кроме того были две реки. Но в некоторые дни негде было помыться – источник чуть сочился или вода была слишком далеко от лагеря.
Цивилизация

На каждой стоянке я поднималась вверх по горе и там находила связь. Её поймать было сложно, но можно. Если не планировать разговоры на вечер, то в течение дня можно поговорить по телефону с комфортом, правда, не снимая рюкзака. В один из дней нас преследовала страшная непогода. И было так здорово сходить в ресторан у дороги в горах, посидеть в тепле, поглощая горячие чебуреки, наслаждаясь моментом. Этот фокус мы успешно повторили с шашлыками в предпоследний день похода, хотя погода была хороша.
Погода

Из девяти дней похода солнечных было, пожалуй, только два. Дождливых тоже не очень много. Ни разу дождь не лил весь день. Температура днём держалась на уровне комфорта, по крайней мере, моего. Иногда было жарко, но всегда дул прохладный ветер. Ночью холодно. Шерстяные носки пришлись бы очень кстати. Помню только одну тёплую ночь и утро: предварительно я обгорела на солнце.

Частенько нас окутывал туман, видимость была совсем никакой, пришлось даже изменить маршрут. Какой смысл подниматься на гору, с которой ничего не видно? В один из дней мы действительно встретили непогоду. Дождя не было. Был ураганный ветер, серый туман (от Форосской церкви не было видно море), холод (пронизывал сквозь непродуваемую одежду). Но май на май не приходится, со слов инструктора, в прошлом году на майские было жарко и сухо.
Еда

Я уродилась очень привередливой. Но почти всё походное меню я ем. Заранее ужас на меня наводила молочная каша по утрам на сгущенке. Как оказалось, съедобно. Только к концу похода смогла есть немытый изюм, хотя почему-то немытые финики ела с самого начала. Даже пила однажды чай из воды с остатками каши (сложно было достать воду, чтобы помыть котелок), почти не противно, почти допила... Только в середине похода я наконец-то обнаружила у себя в тарелке тушёнку. Дело обстоит так: сначала Андрей старательно измельчает тушёнку и закапывает в кашу, затем все остальные также старательно её ищут и выбирают. Самым последним обычно не везёт.
Тактика

Важно заранее продумать, какие продукты быстрее расходуются, и поэтому их стоит брать себе в рюкзак при распределении. Нужно решить что лучше, быть монополистом или просто шустро доставать запрашиваемый инструктором продукт. В худшем случае придётся тащить неверно выбранные продукты весь поход. У меня была сгущёнка в мягких пакетах и сахар в начале пути, после докупки в деревне сухари, горчица, какая-то большая булка, хлеб. Сахар и сгущёнка очень мало расходовались. Всё остальное ушло почти сразу.

Также, на мой взгляд, важно выбрать себе место в цепочке при переходах. Морально и физически очень тяжело идти последнему. Когда он догоняет остальных, те уже отдохнули на привале и готовы идти дальше. Оптимально идти в середине, ближе к началу. Тогда можно остановится в любой момент, когда только тебе это понадобилось, и отдохнуть, попить воды или сфотографировать пейзаж без угрозы неимоверно отстать.
Море

Море. Холодное море с редкими белыми прозрачными медузами. Впервые купалась в воде с температурой +12 градусов. Заходила с истошными воплями и женскими визгами. Долго не вытерпеть. Но была абсолютно счастлива. Собственно после водных процедур в горных реках вода уже и не такая холодная.
Люди

Все понравились. Интересные. Весёлые...
Как-то непонятно и странно думать, что большинство из них не встретишь больше никогда. Но мир тесен и я не теряю надежды.

Общее впечатление и заключение

Хотя бы раз в жизни нужно сходить в настоящий поход.

Светлана Пескова, Москва 2011 г.